Как же много интересного совсем рядом...
Как же много интересного совсем рядом...
среда, 25 мая 2011 г.
Недавно по служебным надобностям вновь колесили нашу Житомирщину. Погода выдалась просто замечательной – самое время соединить приятное с полезным.
Первым пунктом нашего мини-тура был Романов. До 2003 года и с 1933 года – Дзержинск. Чем же он примечателен? До недавнего времени я склонялся к мысли, что абсолютно ничем – рядовой пгт – без особого прошлого и с неопределенным настоящим. Ан нет... Взгляните на гравюру в шапке поста – это дворец! Дворец уровня Санкт-Петербурга! И именно такой красавец и был воздвигнут некогда в Романове.
Самое же скверное то, что от него не осталось решительно ничего:( Даже руин, коих так много у нас поразбросано – а тут... – как ничего и небыло вовсе... :(
И тем не менее – он был. А раз так - я собрал доступную в сети информацию и дополнил ее своими фотографиями того места, где некогда, описываемый дворец, и красовался.
Вот что мне удалось найти. Возможно, подробности гинеалогии Вам и покажутся немного избыточными (допускаю, что редкий читатель осилит и половину описания предложенных семейных хитросплетений), но благодаря им, мы получим всю полноту того исторического среза, который я и предлагаю Вам рассмотреть. Итак:...
Местечко Романов, в середине 18 века становится собственностью Казимира Ильинского герба Лис (Kazimierz Ilinski) (? - 1756), полковника войск Коронных и с этого момента мы можем говорить о начале комплектования одного из самых интересных и значительных собраний на Волыне. Упомянутый Казимир был женат дважды – первый раз на Розалии Зелинской (Rozalia Zielinska) и второй раз на Анне Сущевич (Anna Suszczewicz) (? - 1784). От этих браков было трое сыновей – Ян Непумуцен (Jan Nepomucen), Ян Каэтан (Jan Kajetan) (!731 - 1791) и, умерший молодым, Бенедикт. После смерти Казимира, Романов наследует Ян Каэтан. Он был женат трижды – первый раз на Юзефе Марианне Вессель (Josefa Marianna Wessel), второй – на Катаржине Бельской (Katarzina Bielska) и в третий раз – на Анне Якобе (Жакобе) Браконье (Anna Jacoba Braconnier) (? - 1813). От первого брака у него было три сына - Альбин (Albin) (умерший молодым), Януш Станислав (Janusz Stanislaw) (1765 - 1792), генерал-инспектор кавалерии, так же погибший молодым в битве при Маркушове и Юзеф Август (Josef August) (1766 - 1844) младший из сыновей – наследовавший все богатства семьи, российский сенатор (после него эта линии Ильинских получила приставку – "сенаторская").
Юзеф Август Ильинский первым браком был женат на Антонине Элеоноре Коморовской (Antonina Eleonora Komorowska), а после развода с ней, много лет позднее – на француженке по фамилии Крак (Crac). У него было два сына – Януш Станислав (Janusz Stanislaw) и Генрих (Henryk) (1792 - 1871). Последний и наследует Романов. Он был женат единожды на Микалине Бежыньской герба Ястжебец (Michalina Bierzynska) и имел единственную дочь - Ядвигу (Jadwiga) (1824 - ?), которая в 1846 году выходит замуж за Генриха Стецкого (Henryk Stecki). Последним владельцем Романова был их сын Генрих Стецкий Младший (1847 - ?), на нем, не имевшем мужского потомства, линия "сенаторская" дома Ильинских угасает.
И вот только теперь мы можем непосредственно прикоснуться к истории предмета данного повествования - Романовского замка.
Для нас наиболее интересным историческим персонажем является именно Юзеф Август Ильинский. Воспитанный в Терезиануме в Вене он начинал свою карьеру в Австрийской армии. После раздела Речи Посполитой – принял пророссийскую сторону и становится сенатором при Павле I. От Павла он получает щедрые подарки – в том числе мебель, произведения живописи и скульптуры, которые и становятся ядром его собрания. К ним же прибавляются и произведения искусства, которые Юзеф Август приобретает в Петербурге у многочисленных французских эмигрантов. После смерти Павла I-го, он и удаляется в наш Романов, с которым теперь связана его жизнь. Здесь он и отстраивает свой дворец и украшает его произведениями первых мастеров. Дворец строит ему, работавший на Волыне, архитектор Мерк (Merck) в стиле классицизма. Размах и тип здания не может не напоминать архитектуру Петербурга, что особенно видно на литографии. Ян Дуклан Охоцкий (Jan Duklan Ochocki), описывая в своих мемуарах внутреннее аппартаменты, пишет: в своем вкусе в изящных искусствах, пригласил из-за границы (Юзеф Август) архитекторов, резчиков, столяров, мозаичистов,штукатуров, позолотчиков и каменотесов. Ему вторит Дунин-Карвицкий , говоря о том, что Ильинский приглашает мастеров, работавших до этого у Любомирских в Ровно. Среди них – Виллани (Viillani) и Юзеф Игнацы Лукашевич (Josef Ignacy Lukaszewicz).
Двенадцать самых репрезентативных комнат назывались «парадными покоями». Они были украшены богатой лепниной, мозаикой, в отделке использовались ценные породы деревьев – махагон, эбеновое дерево. Четыре первые салона были украшены произведениями живописи. Самой парадной залой была «Червоная», украшенная также многочисленными предметами живописи. Название она получила из-за большой мозаики красного цвета, обильно используемой в оформлении, которая была декорирована золоченой резьбой. Потолок был украшен лепными кессонами, в зале также были четыре больших камина с фигурами кариатидами, Между окон висело шесть больших зеркал в бронзовых рамах, а потолок украшала огромная люстра на 200 свечей парижской работы. Среди мебели было два стола из малахита, а два из ляпис-лазури. В завершении оформления, залу украшали пятнадцать мифологических фигур и четыре мраморные группы происходящие из Михайловского дворца в Петербурге.
Другая важная зала носила название «Золотой». Ее стены были покрыты темно-зеленой штукатуркой, которые были разделены двадцатью четырьмя колоннами приставленными к стене коринфского ордера. Сами колонны были бежевого цвета, а капитель позолоченная. Их венчал фриз с растительными орнаментами, и далее шел карниз «сухариками». Потолок был украшен кессонами, который по центру залы зеркалился с розеткой на полу. В Зале был один камин, в стиле классицизма. Из мебели внимания заслуживают два мозаичных стола с пьетра-дура из Трианона, бронзовые канделябра французской работы, напольные севрские вазы. Стены были украшены произведениями живописи.
Здесь таки позволю себе еще раз обратить Ваше внимание на то, что речь идет об утерянной достопримечательности ничем не примечательного районного центра Житомирской области – у Вас не захватило дух от описываемого великолепия?
О других залах сохранилось только фрагментарное описание:(
Теперь же самое время сказать о том, что стало с этим великолепием. В 1876 году дворец сгорел. Его имущество частью было спасено, частью погибло. Ниже, приводятся примеры живописных полотен, которые некогда входили в собрание Стецких-Ильинских:
С грустью могу предположить, что даже если бы описываемому замку удалось бы избежать упоминаемого пожара я очень сомневаюсь, что его пощадили бы годы грядущих лихолетий:(...
... Двенадцать самых репрезентативных комнат назывались «парадными покоями». Они были украшены богатой лепниной, мозаикой, в отделке использовались ценные породы деревьев – махагон, эбеновое дерево. Четыре первые салона были украшены произведениями живописи. Самой парадной залой была «Червоная», украшенная также многочисленными предметами живописи. Название она получила из-за большой мозаики красного цвета, обильно используемой в оформлении, которая была декорирована золоченой резьбой. Потолок был украшен лепными кессонами, в зале также были четыре больших камина с фигурами кариатидами, Между окон висело шесть больших зеркал в бронзовых рамах, а потолок украшала огромная люстра на 200 свечей парижской работы. Среди мебели было два стола из малахита, а два из ляпис-лазури. В завершении оформления, залу украшали пятнадцать мифологических фигур и четыре мраморные группы происходящие из Михайловского дворца в Петербурге...